Вперед в прошлое на большом автобусе?
19 сентября 2006 года

Мэрия обратилась к казанцам, мол, давайте обсудим новую транспортную схему, присылайте свои предложения. Но это - чистая формальность: опубликовав схему 15 сентября, сроку горожанам на ее изучение власти дали две недели - до 1 октября.

Предложенная питерскими специалистами транспортная схема выглядит по-московски: автобусных маршрутов стало меньше, они стали короче и получили привязку к метро. В результате человеку, работающему в одном конце города, а живущему в другом, не удастся избежать пересадок. Он будет дольше ехать, бегать с остановки на остановку и вдвое-втрое дороже заплатит за проезд. При этом власти вряд ли достигнут цели. Им хочется заставить пассажиров маршруток спуститься в казанское метро, но все, кому удобно пользоваться подземкой, на нее уже пересели...

На первый взгляд, в новой транспортной схеме достаточно длинных маршрутов. Но насквозь город "прошивают" в разных направлениях лишь девять из 97 автобусных линий. И лишь четыре автобусных маршрута закольцованы. Кстати, они как раз получились на редкость удобными. 10-й автобус свяжет центр Казани с Кварталами и Кировским районом, 35-й пройдет через центр, компрессорный завод, Ново-Савиновский и Московский районы, а 74-й и 75-й - через центр, Московский, Ново-Савиновский, Приволжский и Советский районы.

Есть и еще плюс у новой транспортной схемы - несколько маршрутов, позволяющих без пересадки доехать из центра города до районов, куда традиционно было непросто добираться. Проектировщики предусмотрели автобусную связь с Борисково, Мирным, Отарами, Победилово, Залесным, Осиново. А автобус № 97 соединит Московский район, Кварталы и Азино с аэропортом "Казань".

Однако передел маршрутной сети затевался не для этого, а под девизом: "Необходимо разгрузить центр". Но по новой схеме больше десятка автобусных маршрутов проходят по улице Московской, почти столько же - по улице Маркса, немногим меньше - по Булаку, так что движение в центре будет по-прежнему затруднено.

"ПАЗы" и "Газели" изгоняют с казанских улиц еще и под флагом борьбы за безопасность движения. Но ее должны обеспечивать гаишники: всего-то и надо не эпизодически, а постоянно наказывать водителей маршруток за нарушения правил движения, перегруз и остановку в неположенном месте. Представьте, в России есть города, где "Газель" сегодня не тронется с места, пока ее не покинет лишний пассажир!

Несколько лет назад экс-председатель городского комитета по транспорту Шамиль Гильманов объяснил корреспонденту "ВК", почему в Казани так плохо ходят троллейбусы и трамваи. Он сказал, что они являются транспортными средствами большой вместимости, которые без загрузки гонять по городу невыгодно. Чтобы обеспечить загрузку, приходится увеличивать интервалы между рейсами, а граждане долго не ждут, они быстренько уезжают на маршрутках. В результате количество нерентабельных трамваев и троллейбусов приходится сокращать, интервалы - еще больше увеличивать, ну и так далее вплоть до полного исчезновения с улиц "большого" транспорта.

Нынешний "начальник транспортного цеха" Айдар Абдулхаков сделал ставку как раз на транспортные средства большой вместимости. Убрав конкурентов - "ПАЗы" и "Газели", мэрия обеспечит их загрузку. Только где гарантии, что пассажиры при этом не останутся на обочине? Автобусов-то в Казани станет намного меньше. Не вернемся ли мы в прошлый век, когда долгожданный автобус брали на остановке с боем?

Корреспонденту "ВК" недавно пришлось исколесить пол-Москвы на маршрутках. Это существенно сэкономило время и деньги. Проблема транспортных пробок в столице стоит еще более остро, чем в Казани. Но московские власти пока не покушаются на юркие "ПАЗы" и "Газели".

"Вечерняя Казань", Инна Серова